Главная / Отчеты участников / Андрей Степанов

Андрей Степанов

«ПОНАЕХАЛИ ТУТ!». Андрей Степанов - о белорусской гонке «Западня»

У братьев-белорусов есть своя фишка (тусовка и сайт
«Поехали») - они любят дружно кричать: «Поехали!»
На награждении (лучшая местная команда - 4-я) они
слегка перефразировали, крича: «ПОНАЕХАЛИ!»
Ира Сафронова

ПОНАЕХАЛИ ТУТ!

Гонка получилось очень разнообразной и динамичной и состояла из 15 этапов.

Вычислительный процесс

Все началось с пролога под названием «азимутальные загадки». В запечатанных конвертах каждой команде были выданы задания, которые состояли из азимута на точку и расстояния до него. И так 4 раза. В итоге надо придти в пятую точку (это какое-то дерево в лесу) с висящим на нем кодом. Если получилось, молодец, переходишь к следующему этапу, если нет - пожалуйте, следующий конверт. За несколько минут до старта мы с Ирой догадались, что можно не только ходить по точкам, но и просто нарисовать все это на бумажке (отложить углы, посчитать расстояния) и сразу попасть куда нужно. Стоит ли говорить, что линейки у нас не было. Однако ее роль успешно выполнила бумажка с легендами, ровные полосы которой замечательно заменили линейку. Ира занималась аналитическими вычислениями, я приступил сразу к практике и ходьбе по лесу с компасом со счетом шагов. Встретились мы с ней около одного и того же дерева. Удивительный результат!

Так мы перешли на следующий уровень: ориентирование по космоснимку. Всего в лесу около старта стояло 15 пунктов, из которых Про-классу надо было взять лишь 5. Вся остальная радость ориентирования по картинке достанется другим классам, стартовавшим позже. Пятерка пунктов определялась однозначно. И все команды бежали одинаковым маршрутом. Постепенно мы догнали лидеров и достигли финиша вместе с ними.

Здесь нас поджидал выбор из целого букета разнообразных этапов. Можно было пойти на длинный трекинг, можно было пойти на короткий трекинг, а можно было сразу приступить к техническим этапам, что мы и выбрали. Заблаговременно одетые еще перед стартом обвязки позволили приступить к лазанью по веревкам немедленно. Техэтап состоял из трех элементов. Залезть по веревке с петельками метров на 7 или 8 вверх, надо перестегивать в петельки карабин с петлями для ног. Следующий элемент «паук» - веревка сильно перекручена вокруг деревьев, сама с собой и опять деревьев. И так много раз. И все это на крутом склоне. Участники состегнуты между собой веревкой, и пристегнуты петлями к веревке. Ходишь, корячишься, перелезаешь туда-сюда. Такая вот развлекуха. Третий элемент – это набор из простых веревочных этапов: перила, бревно, бабочка и воздушка.

Теперь можно приступить к трекингу (этап четвертый). Здесь лидирующие команды, опять-таки не сговариваясь между собой, выбрали короткий трекинг. Нужно было добежать до разрушенной водяной мельницы (еще один этап!), взяв по пути один пункт, и найти там скрытые пункты, по ходу дела собирая буквы, из которых сложится загадка, правильный ответ на которую приносил пять бонусных очков в рогейне (об этом ниже).

На мельнице

Надо ли говорить, что мельница получилась классическим «сборным пунктом», куда приходят команды, роют землю в поисках КП, а берут их все вместе, стоит кому-нибудь обнаружить пункт первым. Здесь, однако, такая концепция была несколько разрушена тем, что пунктов было три, и возможностью разгадать загадку. На выданном плане разрушенной мельницы были обозначены 37 точек, в которых размещались буквы загадки, в трех из них еще висели компостеры для отметки. В общем, долго ли, коротко ли, компостеры мы все нашли, а текст загадки был успешно разгадан по половине найденных букв: КАЖДЫЙОХОТНИКЖЕЛАЕТЗНАТЬГДЕСИДИТФАЗАН.

Уже известным путем через замерзшее водохранилище и лесную дорогу вернулись в базовый лагерь. И отправились на длинный трекинг (шестой этап), который представлял из себя 12-километровую петлю через заснеженные поля, холмы и леса с возвращением к месту старта. Мы достаточно быстро догнали Сашу со Светой, которые ушли первыми с мельницы, и несколько пунктов шли вместе.

Когда начало темнеть, и нужно было идти через большие поля заваленные свежим снегом, ноги в котором утопали почти по колено, Ира как-то очень резво ускорилась и мы стали отрываться. Одну за одной стали доставать команды, которые вышли на длинный трекинг раньше нас (минуя этап с мельницей). Кончилось все это тем, что мы остались совсем одни в чистом поле, догоняющие нас команды светились своими фонарями где-то вдали. Ух! Этап трекинга с тропежкой закончился. Ура! Теперь короткий лыжный этап, а за ним велик, на котором отменены из-за непогоды все пункты! Хорошо звучит, правда? Мне кажется, просто отлично!!!

Седьмой этап. Лыжная прогулка 5 км. Еще при чтении информации о гонке, меня насторожил тот факт, что лыжное «ориентирование» на 5 км проходит по карте генштаба (500 м, издание 198xx года). И насторожился, оказывается, не зря. Мы довольно резво обогнали с Ирой несколько команд на том этапе нашей лыжни, где вопросам еще было не время возникать. Я смотрел в карту и отсекал более-менее крупные ориентиры. Но тут внутренний голос потребовал поворачивать налево, а основная лыжня, по которой и анонсировалась гонка, уходила вправо и вверх, а поворот налево был обозначен еловым лапником, как обозначается «туда ехать не надо» на лыжных трассах. Итак, на этом месте у меня случился первый тупняк. Я разрывался между желанием ехать по лыжне дальше и необходимостью где-то здесь свернуть налево. В итоге все обогнанные нами команды, догнали нас, и мы все вместе решили ехать налево. Лыжня была очень даже ничего. Мы опять их всех обогнали и с превеликой радостью обнаружили первый пункт! Сила демократии победила тупняк.

Однако, куда ехать дальше, снова было неясно. Генштаб говорил, что надо ехать по здоровой вырубке вниз, но туда не было лыжни. Мы вновь применили демократию и решили ехать по вырубке даже без следов. Постепенно повороты пошли как надо, мы переехали шоссе обратно, нашли еще один пункт и дотолкались до финиша.

Бежим!

Долгожданный этап велика! Этап восьмой! Этап без пунктов! Просто садишься на вел и едешь на ПС (промежуточный старт). На этот раз я залил в кэмелбэк горячего сладкого чая. На велосипеде возить его легко, да и попить горячего очень приятно. Отмена двух пунктов стала приятным подарком, но сделан же он не просто так! Что из этого следует? Видимо, то, что на дорогах, к ним ведущих, творится такое, что туда лучше не соваться. На ПС надо ехать как-то иначе, а не так прямо, как хочется. Вот и на схеме ПС отчетливо читается название какого-то шоссе. Туда как-то должны попасть наши вещи в заброске, значит машина и уж тем более вел легко могут туда доехать. Такой водоворот мыслей в голове материализовался в решение ехать в объезд и заезжать на ПС с противоположной стороны. На вопрос Иры: «А зачем же ехать, так далеко, а может махнем вот тут через эту деревеньку (кОзлы)?» ответ был простой: «Так мы сможем гарантировано доЕХАТЬ до ПС». И потянулась длинная дорога через заснеженные поля.

В лицо дул ветер. У велосипеда оказался неожиданно неработающим задний тормоз, что не придавало уверенности на зимней скользкой дороге. Ира постоянно уезжала куда-то далеко вперед. И я чувствовал себя безнадежным овощем. Доехали до дороги, которая шла вдоль железной дороги и покатили на север. Все время ехали по каким-то населенным пунктам. Людей и машин было очень мало. Смотрел в карту, продолжал постоянно ориентироваться, хотя это отнимает силы и совсем не нужно, ибо ехать надо до ж/д-переезда, а его проехать тяжело. Долго ли коротко, но добрались мы до того самого шоссе. Оно не разочаровало, по нему можно было ехать. Деревня, поле, лес. Знакомая машина на обочине. Приехали!

ПС – промежуточный старт (и все-таки Пункт смены - прим X-Race) – место называется так потому, что отсюда участники стартуют еще четыре раза: маркировка, ориентирование, рогейн, этап веревок и обратный велик в базовый лагерь. Костер, палатка несколько судей, сладкий чай. Мы приехали первыми. Быстро меняю велотуфли на свои любимые Salomon Lab – самая правильная обувь для ходьбы по снегу. Быстро отправились на этап маркировки.

Девятый этап – маркировка. По описанию этапа я ожидал жестяной жести, ходьбы по оврагам с буреломом со скоростью 3 км в час. На деле оказалась приятная прогулка по заснеженному лесу. Идешь от одного маркера до другого, по пути отмечаешь пункты, которые попадаются - вот и всё. Жести и не оказалось никакой. Неожиданностью было встретить несколько лишних КП. Только после окончания этапа, мы догадались, что это были пункты с ориентирования (нашей следующей дисциплины). Когда мы вернулись с этапа, на ПС все еще никого не было. Испив еще сладкого и горяченького чая, мы отправились дальше.

Десятый этап – ориентирование – отличался от маркировки тем, что у нас была еще одна карта. А в остальном это напоминало маркировку. Ходишь по лесу по следам постановщика и берешь пункты. Однако такая стратегия очень быстро завела нас в тупик. В буквальном смысле этого слова. Следы шли, шли и кончились. Поскольку внутренний джипиэс работал, то паники «что теперь делать» не настало. Однако выйти на этот пятый КП нам удалось только со второй попытки и после нескольких дискуссий на тему «а чьи это следы», «а куда они ведут», «а где кончается поле». Гипотеза, что выданная карта совсем не масштаба 150 м, а скорее 180 м, стала для меня убеждением. Но другие участники соревнований, с которыми я успел ее обсудить, такую гипотезу не разделяют. Итак, пятый КП внес коррективы в стратегию ходьбы по следам. Теперь мы еще и постоянно ориентировались. Оставшиеся пункты оказались достаточно простыми, приятными, легко брались и очень быстро мы вернулись на ПС.

Там уже громоздилось несколько пар велосипедов. Это значит, что преследователи дышат нам в спину. Однако быстро сбежать от них или стремительно укатить на байках нам помешал следующий этап: технический этап номер два.

Веревочное садо-мазо

Этап одиннадцать – технический. Этап состоял из двух элементов: наведение навесной переправы и уже известного читателю «паука», который на ПС превратился уже в «пьяного паука». Навесная переправа навешивалась между двух деревьев с целью добраться и сорвать бумажку, которая висела метрах в пяти от земли. Ира стремительно вскарабкалась по дереву с помощью пары веревочек, закрепила основную веревку на одном дереве, потом проделала тоже самое на другом. По натянутой веревке она отправилась в путь за бумажкой. Но вот незадача – веревка сильно провисает. Нежным женским рукам не просто сильно натянуть веревку. Ну ничего. Попытка номер два: веревка поднатянута, а Ира уже не висит на веревке, а скользит по ней сверху. Ура! Бумажка наша! Пьяный паук проходил буквально между нескольких деревьев. Однако добавилось огромное количество мелких тоненьких бревнышек, которые образовывали замысловатую конструкцию, перепутанную веревкой. Тестировщик трассы изрядно порвал на ней штаны, после чего самолично топориком произвел зачистку злых сучков. На этот раз мы связались очень длинной петлей, что очень и очень способствовало скорости прохождения данного препятствия. К концу паука мы так замерзли, что уже ждали не дождались отправиться на рогейн.

Этап двенадцатый – рогейн. Когда вместе с тобой на рогейн отправляется чемпионка мира, это здорово придает уверенности. Можно просто сказать: «Ира, посмотри, пожалуйста, и выбери, какие мы будем брать пункты, ты же чемпионка!» И Ира нашла отличный вариант. Общая концепция была такая: много бежать (мы замерзли), брать дорогие пункты (тогда придется меньше лазить), меньше тропить нашим последователям/преследователям (конкуренция!). Мы убежали в другой конец карты по шоссе, взяли с другой стороны карты три мегадорогих пункта, которые стояли очень просто, и вернулись по натоптанной до нас дорожке, собрав по пути еще три простецких пункта. Получили свои 35 очков (плюс 5 бонусных очков с мельницы) и закончили рогейн за 1:22, практически уложившись в отведенное время лидера – 1:20 (эти две минуты я искал пункт в не том отстойнике). Итак, еще чашечка чая с ароматной булочкой, переобувание обратно в велотуфли с шерстяными носками - и можно двигать дальше.

Этап тринадцатый – велоориентирование. Для меня было интригой – отменят или нет КП со второго велоэтапа. Ничего не отменили, но перед выходом на этап сообщили важную информацию – между первым и вторым пунктом все завалено снегом, байк предстоит тащить на себе, зато дальше все можно проехать. Мда… звучит угрожающе, если принять во внимание, что мы слили минут двадцать на ориентировании, а тропежка изрядно изматывает идущего первым и облегчает задачу преследователям. Наш путь начался по уже известной дороге. Доехав до деревни и увидев, что прямая дорога на КП отсутствует, мы продолжили путь по там, где можно было ехать. Доехали до следующей деревни. За ней дорога кончилась. Пройдя по полю по снегу метров 500, нашли пункт. А дальше нас ждал тот самый, засыпанный свежим перегон с КП-131 на КП-132.

Надо сказать, что снег зимой стал полной неожиданностью для организаторов, ибо несколько предыдущих зим его было совсем мало. Отчасти это отвечает на вопрос: «а кому пришло в голову, устроить здесь велоэтап зимой?». Отмечу поразительный факт: пройдя по лесу километра 4, мы не встретили на дороге ни одного поваленного дерева. Вывод: за дорогами здесь следят, даже лесными. Но это все лирика. А как же там наши участники? А они, стиснув зубы, отважно шли по колено в снег,у волоча рядом с собой велики с надеждой, что где-то далеко-далеко за лесом есть поле и в нем начнется дорога, по которой можно будет ехать. Иногда велосипеды брали на плечо, когда везти его становилось совсем тяжко. Но через несколько десятков метров его становилось нести еще тяжелее. Где-то на половине пути через лес Ира выбилась из сил идти первой и уступила это место мне. Пошел вперед. В голове ни одной мысли. Только считаешь до десяти и думаешь: когда будет поле? Голова продолжает ориентироваться. Отсекает всякие просеки, холмики и сообщает: прошли километр, впереди три, прошли полпути и так далее. В том месте, где дороги в карте не было нарисовано, стало совсем плохо. Снега здесь явно подсыпали - специально, чтобы раскрасить наши приключения.

В конце концов дорога вышла на поле. Мы нашли пункт, добрались до деревни и покатили дальше. Увидев первую дорогу со знаком "уступить дорогу", решили, что это та самая наша и свернули. Через метров 200 я стал задаваться вопросом: «А почему вокруг поля, должен же быть лес по карте? Может, вырубить успели? Да ну, так быстро и так много не смогли бы!» Этот диалог прервали Ира, когда сообщила, что ей точно известно на какой мы дороге. Упс! Мы свернули на два километра раньше, чем надо было. Ну что ж, потупив секунд тридцать, было решено использовать нашу ошибку для развития наступления на пункт с другой стороны, и быстро уехать с него обратно по этой же самой дороге.

Деревня, лающие собаки. Бросаем велики в поле, быстро бежим на пункт - и сразу обратно. Совсем простой пункт около перекрестка дорог не дался с первого раза. Тупняк продолжается. А я проникаюсь уважением к постановщику велоэтапа, который смог так запутать участников двумя параллельными ситуациями. Как заезжать на последний пункт, было понятно почти что сразу. В объезд. Там есть дорога, на которой мы видели автобус! Так и делаем. Деревня, оставляем велики, идем на пункт, возвращаемся и катим на финиш. По ощущениям понимаю, что у нас есть как минимум 40 минут форы, но расслабляться никак нельзя. На лыжах нас могут слопать.

Снежные забавы

Этап четырнадцатый – снежные забавы – заключался в том, что надо накидать снежков в висящее ведро, чтобы оно под своей тяжестью спустилось вниз. Его я опасался. Потому что не было известно с самого начала, что ждало, но рекомендовали после него сменить перчатки. Я ожидал чего угодно - от поиска подснежников в лесу до буравчика через поля.

Этап пятнадцатый – длинный лыжный. Это был длинный этап через поля. Лыжню прокатал один человек накануне. За ночь ее занесло снегом, а мы пытались ее отыскать, имея при себе карту с лыжней, и маркировку на местности. Стоит ли говорить, что Ира замечательно справилась с этим заданием, без лишних раздумий куда и как ехать на каждом перекрестке. Я только и успевал на ней на своих новых лыжах "Сабля", которые такие красивые и так похожи на настоящий Фишер!

Весь этап я задавал только один вопрос, проехали ли мы половину. И каждый раз Ира отвечала, что половина вот-вот будет или только что была. Наконец-то мы вернулись с полей в лес, перемешались с участниками из других классов и доехали до финиша. На этот раз окончательного финиша. Больше ехать никуда было не нужно. Нашими незабываемыми приключениями мы наслаждались 21 час и 10 мин.